Второе издание афганского путеводителя
© Сергей НОВИКОВ
Версия от 24.11.2005
НУРИСТАН (Nuristan)
ЧТО ТАКОЕ. - КАК ДОБРАТЬСЯ.- СВЯЗЬ.
- ТЕКСТЫ В ИНТЕРНЕТЕ. -
КАРТЫ.
ЧТО ТАКОЕ.
Высокогорная
историко-этнографическая область в трёхстах с
лишним километрах к северо-востоку от Кабула,
первоначально известная как Кафиристан
("Страна неверных"). Охватывает территорию
современной провинции Нуристан и небольшие
сопредельные площади Северо-Западной
пограничной провинции Пакистана.
Как провинция Н. - одно из четырёх
внутриафганских административных образований
(наряду с провинциями Дайкунди, Панджшер и
Сари-Пуль), появившихся на карте в 2004 г.
"Выкроенная" из северных районов Кунара и
Лагмана, провинция Н. делится на 6 районов:
БАрги-МатАль (Barg-e Matal), ВайгАль (Waygal), ВАма (Wama),
КамдЕш (Kamdesh/Kamdish), МандУль (Mandol) и Нуристан
(Nuristan/Nurestan). На севере провинция граничит с
Бадахшаном, на юге - с Лагманом, на западе - с
Панджшером и на востоке - с пакистанской
Северо-Западной пограничной провинцией.
Аборигены этих труднодоступных
земель: языческие племена ашкуни, вайгали, кати,
прасун и др. - лишились родной веры около века
назад, в результате "проповеднического"
похода кабульского эмира Абдуррахмана в 1895 г.
Сегодняшние нуристанцы - потомки уцелевших после
войны с "железным эмиром" - исповедуют ислам,
носят мусульманские имена и одеваются вполне
по-мусульмански. Последние необращённые
язычники - народ калАша - остались лишь на
территории бывшей Британской Индии, в трёх
долинах близ города Читраль, куда не дотянулся
Абдуррахманов меч. В целом нуристанИ весьма
интересны - и в плане внешности (немало рыжих и
шатенов с европейскими чертами лица), и в плане
языкового разнообразия (едва ли не в каждой
долине своё наречие), и в плане бытовой культуры.
В 1950-60-е годы Н. с его нетронутой
природой и загадочными племенами был популярен
среди зарубежных этнографов и туристов-горников;
один из них - Эрик Ньюби в своё время написал об
этом книгу под названием "Прогулка по
Гиндукушу" (Eric Newby. A Short Walk In Hindu Kush.). Сейчас это
одна из беднейших областей страны. Туристы и
гуманитарщики-иностранцы предпочитают не
показываться здесь из-за нестабильной
обстановки - нередко талибы делают вылазки через
границу и, "напакистанив" правительственным
войскам, уходят обратно в сторону Читраля.
С афганской стороны граница
практически не охраняется - лишь редкие посты с
редкими солдатами. По этой причине пограничники
постараются "отфильтровать" вас ещё на
подъездах к Н., где-нибудь в восточной части
Кунара, - даже если вы не пакистанец и с визой у
вас всё в порядке. Каких-либо пропусков на
посещение Н. не существует, но военные "по
большому блату" всё равно придумают
препятствия для путешественника. "Мистер, там
в каждой деревне бандит на бандите"
(сомнительно), "мистер, в Н. даже американцы не
заглядывают" (истинная правда, т.к. медвежий
угол), а посему… "мистер, не ездите дальше,
будьте нашим гостем" (чревато колоссальнейшей
потерей времени). Возможно, все эти
предостережения и имеют под собой основание, но
вряд ли в той мере: думается, диверсии
"Талибана" направлены против армии и прочих
силовиков, а не против местных жителей. А если
путешественнику одеться по-местному и мало чем
выделяться из общей картины... в общем, не сочтите
за рекламу маршрута, но задумайтесь!
КАК ДОБРАТЬСЯ
...ДО БЛИЖАЙШЕЙ ДЕРЕВНИ.
Прямого транспортного сообщения Кабул
- Н. нет, поэтому добираемся на перекладных:
1) Кабул - Джелалабад (Jelalabad),
2) Дж. - Асадабад (Asadabad),
3) А. - БарикОт - ДукалАм (Dukalam) и
4) Д. - Нуристан.
Выехав из столичного района Картэ-Нау,
часов через пять вы будете в Джелалабаде, скорее
всего на Кабульской автостанции ("Кабул
адА") в южной части этого весёлого пуштунского
города. Теперь либо устраивайтесь на ночлег,
либо, если ещё не темно, топайте или поезжайте на
моторикше ($0.4) к мосту Бехсуда ("Пули Бе") и
ловите там машинку как минимум на 100 км (2-3,5 часа
пути) - до Асадабада, центра опять же пуштунской
провинции КунАр.
Асадабад (или, по-старому, ЧигасерАй) -
неинтересный захолустный городок, в котором не
бывает иностранных туристов и Интернета, а
мобильную связь представляет только компания
"AWCC". Из "архитектурных памятников"
вспоминается только американская военная база с
высоченным забором и спиралевидной
"колючкой". В целом А. примечателен немногим
- цивильной гостиницей "Green Insaf",
пакистанскими рупиями-"калдарами" как
единственным платёжным средством да стоянкой
такси в районе КирхАла, что за мостом через речку
Печдара. Легковые такси в тех местах -
единственный вид общественного транспорта.
Маршруток и тем более автобусов здесь нет и в
помине - всё ж таки это атрибут нормальных дорог,
вроде Кабул - Кандагар или Кабул - Мазари-Шариф.
Запихнувшись шестым пассажиром в
асадабадское такси, вам предстоит трястись ещё 80
км по каменистой грунтовке вдоль реки Кунар, в
направлении АсмАр - БаргАм - НарЭй - Барикот (около
4-х часов пути, $4 в "калдаровом" эквиваленте).
После Асмара (примерно 1,5 часа, правый отворот на
Пакистан) дорога убита настолько, что даже
привычные ко многому "Тойоты-Короллы"
скребутся брюхом о камни и испуганно вжимаются в
скалы, уступая путь дальнобойщикам на неуклюжих
грузовиках-"шашпАях". В общем, дорога, по
"качеству" вполне сравнимая с
панджшерскими. В Нарэе (~3,5 часа пути) -
американская военная база, последняя на этой
дороге, плюс афганский блок-пост, на котором
пассажиров просят выйти из машины и
досматривают. У иностранца могут снять копию с
паспорта и для порядка попугать его талибами.
В паре километров от Барикота, на
противоположном берегу реки ЧитрАль (Chitral) -
симпатичный кишлак Дукалам с пограничным
базаром и тремя-четырьмя бесхитростными
гостиничками по одному-два доллара за ночь. С
крыши любой из них без всякой оптики можно
наблюдать за церемонией подъёма-спуска зелёного
знамени с полумесяцем: так Исламская Республика
Пакистан ежеутренне и ежевечерне шлёт привет
соседям со своего пограничного поста
"АрандУ" (Arandu). Этнографам будет
небезынтересно узнать, что афганские селения
Дукалам, Барикот, Нарэй и Сау, а также
пакистанское Аранду (на некоторых картах -
АрнавЭй/Arnaway) населяют уже не пуштуны, а народ
кохистанИ, которые говорят на своём языке, а с
другими народами общаются на пушту. Кохистани
говорят, что всего их насчитывается 20 тысяч. По
одежде взрослые кохистанцы неотличимы от
представителей соседних народов, только
мальчишки щеголяют в таблеткообразных
тюбетейках из однотонного бархата с цветочками
из бисера.
На дукаламском базаре днём всегда есть
транспорт до любого селения восточного Н., от
ближнего КамУ до удалённого Барги-Маталя. Почему
это сплошь вездеходные "Тойоты Хайлюкс", вы
поймёте, когда вперемешку с аборигенами
завАлитесь в кузов и поедете считать кочки на
нуристанских дорогах. "Хайлюксы" тут
властвуют безраздельно, остальные машины для
здешних "трофи" либо чересчур упитанны, либо
слишком нежны. На крупных острых камнях читаются
две едва продавленные колеи; машина едет, не в
силах разогнаться быстрее десяти, максимум -
пятнадцати километров в час, камни скрежещут под
её тяжестью. Вокруг - зелёные, совсем не пыльные
горы, а внизу ревёт и пенится барашками река.
Кое-где она успела "слизнуть" куски проезжей
части, и людям пришлось сооружать овринги, т.е.
нагромождать новые массы камней и для надёжности
подпирать их брёвнами.
Дорога от Дукалама на северо-запад
ведёт в восточные районы Н. (В центр провинции
имеются два пути, оба из городка МеhтарлАм
(провинция Лагман). Их мы рассматривать не будем
из-за отсутствия информации.)
Итак, через 10 км появится село
ГавардЕш,
через 15 - правый отворот на БазгАль,
через 20 - правый отворот на Питигаль,
а через 23 - правый отворот на СарЕт.
В 25 км от Дукалама находится деревня
Каму. Слева от дороги, чуть вверх в горы - офис
неправительственной афгано-британской
организации "АфганЭйд" ("AfghanAid"), на
данный момент первых и единственных
"гуманитарщиков" в Н., и гостиница "Захир
Шаh", когда-то принадлежавшая Афганской
туристской организации. Гостеприимные
сотрудники "АфганЭйда" - как нуристанцы, так
и парни из других провинций - прилично говорят
по-английски и расскажут вам о местных реалиях
гораздо объективнее, чем вояки. Простых же людей
порасспрашивать "за жизнь" будет труднее -
для этого нужно хоть чуть-чуть говорить на пушту,
который нуристанцы используют как язык
межнационального общения.
Деревня Каму находится примерно в
полукилометре от офиса "АфганЭйда", после
трудного подъёма по тропе из валунов. В той
маленькой круглой долине прекрасно растут просо,
кабачки, виноград, грецкий орех, абрикосы и
замечательные зелёные гранаты с прозрачными
зёрнышками. С западной и восточной стороны
долину Каму огораживают голые скалы, к которым в
несколько ярусов лепятся плоскокрышие жилища из
дерева и глины, каких больше нет во всей стране.
Для залезания на крышу используется
нуристанский вариант лестницы - похожая на
стиральную доску длинная плаха с зазубринами,
вытесанными на широкой части. Доски, из которых
построен дом, нередко украшают затейливыми
резными узорами; чаще всего встречаются солярные
знаки. У подножия скалы из земли торчат краны с
водой - плоды деятельности "АфганЭйда". Пить
эту воду не только безопасно, но и вкусно. Гулять,
не боясь мин, можно везде - этого дерьма нет ни в
деревне, ни в окрестностях.
Селяне - и взрослые, и дети - живут в
первобытной простоте и доброте: они совершенно
миролюбивы, открыты и любознательны. Через пять
минут после первого "Салам алейкум!" они
запросто зовут гостя в дом и угощают не спрашивая
имени. При виде фотоаппарата девочки с весёлым
визгом разбегаются врассыпную, зато мальчишки
фотографируются - хлебом не корми.
Ни электричества, ни базара в Каму нет,
большинство людей живут натуральным хозяйством.
Женщины собирают хворост в плетённые из лозы
конусообразные корзины, которые носят за
плечами. Чайханы, столь привычного на
мусульманском Востоке заведения, здесь не найти.
Ближайшая школа - в районном центре Камдеш в пяти
километрах по берегу реки, дети ходят туда
пешком. Деревенская мечеть выглядит нетипично -
украинского вида белёная хатка с четырёхскатной
крышей, без каких бы то ни было куполов. Минаретов
тоже нет - голос муэдзина с крыльца этой
"хатки" и без них отлично слышен в каждом
доме.
...И ДАЛЬШЕ В ГОРЫ.
МердЕш (27 км),
Камдеш, самое большое селение в
восточном Н. (30),
левый отворот на Мандагаль (35),
левый отворот на ПапрОк (40),
БАрги-МатАль, райцентр (50),
ДевонА БабА (60).
По словам местных, на машине можно
проехать только до Мердеша (от Барикота -
примерно 3 часа езды), а дальше, до Камдеша,
придётся пилить пешком. По слухам, в Камдеше есть
экстремально дешёвая ($0.5) гостиница типа
"постоялый двор". Участок Камдеш -
Барги-Маталь проходится на машине часа за два. От
Барги-Маталя на север, в сторону селения с
лирическим названием Спятивший Дед (Девона Баба)
начинается пешеходная тропа в Мунджан и Верхний
Панджшер.
СВЯЗЬ.
Мобильная связь в Нуристан не
проникла, Инет - и подавно. Дозвониться отсюда в
остальной Афганистан и прочий внешний мир
реально лишь через спутник, по телефону компании
"Thuraya" (в здешнем произношении "СураЯ").
Впрочем, трубки есть далеко не у каждого,
отзванивайтесь домой откуда-нибудь из Асадабада,
там это проще.
ТЕКСТЫ В
ИНТЕРНЕТЕ.
http://www.zharov.com/
- наиподробнейший очерк от Нэнси Дюпре из её "An
Historical Guide To Afghanistan". http://www.kabulcaravan.com/ - сугубо практическая
информация с сайта Пола Клэммера, пугательной, но
не ругательной направленности. Статьи о
нуристанских языках на лингвистических и
энциклопедических сайтах - http://www.krugosvet.ru/
http://etheo.h10.ru/.. и http://www.beltofpeace.com/
А вот тут (http://www.nb.no/.../) можно услышать звучание
некоторых языков нуристанцев и узнать, как они
поют и танцуют (http://www.nb.no/
и http://www.nb.no/
).
КАРТЫ.
Кроме собственно Нуристана на генштабовской
пятикилометровке 80-х годов (http://mapi42.narod.ru/)
показаны Кабул, Чарикар, Джабаль ус-Сирадж,
перевал и тоннель Саланг, а также провинции
Панджшер, Нангархар и Кунар. Названия
"Нарай" и "Биркот" смело считайте
искажёнными и произносИте как Нарэй и Барикот -
так, как это делают афганцы.
Районное деление - Здесь
же "в довесок" - детальная информация о
провинции (на немецком).
Карты распространения нуристанских
языков - на сайте, посвящённом норвежскому
лингвисту Георгу Моргенстьерне (Georg Morgenstierne, 1892 -
1978) http://www.nb.no/.../
и http://www.nb.no/.../ (с привязкой к конкретным
населённым пунктам, а не довольно абстрактным
долинам).
Вы
находитесь на сайте
"Путешествия по современному Афганистану"
(www. afghanistan.travel.ru)
© Путеводитель Сергея
Новикова, АВП,
2005 г. (другое
творчество С.Новикова)
При использовании материалов
обязательно указывать: 1. ©
Путеводитель С. Новикова 2. Ссылку на
afghanistan.travel.ru