Второе издание афганского путеводителя
© Сергей НОВИКОВ   Версия от 24.11.2005

line1.gif (4491 bytes)

   ПРЕДИСЛОВИЕ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АФГАНИСТАН ЦЕЛИКОМ:
* ЛИКБЕЗ * ВИЗА * АВИАКОМПАНИИ * ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ * ДЕНЬГИ * МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ * БЕЗОПАСНОСТЬ * АВТОСТОП * СЛОВАРИКИ *

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АФГАНИСТАН ПО КУСОЧКАМ:
* КАБУЛ * БАМИАН * ГАЗНИ * МАЗАРИ-ШАРИФ * НУРИСТАН * ПАНДЖШЕР * ПУЛИ-ХУМРИ * ХАЙРАТОН *

    БЛАГОДАРНОСТИ

line1.gif (4491 bytes)

    1. ЛИКБЕЗ, ИЛИ ИНЕТ-ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Этот раздел составлялся как напоминание, что Афганистан - это в первую очередь часть нашего общего мира, а не воплощение ада на земле и уж ни в коем случае не медвежий угол. Попутешествуйте по этим виртуальным дорогам - и вы, даст Бог, согласитесь с утверждением про "часть общего мира". А это уже немало...

Итак,
    ПУТЕВОДИТЕЛИ.
    Среди англоязычных наиболее толков электронный вариант путеводителя американки Нэнси Дюпре (Nancy H. Dupree) "An Historical Giude To Afghanistan" изданного в 1970 и 1977 гг. Несмотря на солидный возраст книга Нэнси со всеми её текстами и иллюстрациями актуальна и поныне. Хорош и сайт Пола Клэммера (Paul Clammer). В Сети о нём отзываются как об одном из лучших по теме, всё ж таки неспроста автор сайта пишет отдельную книгу для "Lonely Planet".

    Однако признать "Historical Guide" и "Караван" единственными в своём роде было бы несправедливо по отношению ко всем бывшим советским читателям - прежде всего из-за существования русскоязычных путеводителей на сайтах Сергея Жарова и московского клуба автостопа "Академия Вольных Путешествий". Оба они ценны тем, что написаны с расчётом не на западного читателя, а на соотечественника, которому не надо с нуля рассказывать историю отношений "большого брата" и его южного соседа.

    ЯЗЫК:
    ФОРУМЫ.
    Добыть информацию о пушту, дари и прочих индоевропейских языках и получить ответы на интересующие вопросы можно на лингвистическом форуме (особенно на этой его странице.

    УЧЕБНИКИ
http://easypersian.com/ - Интерактивный учебник фарси. Ощущение такое, будто присутствуешь на реальном занятии. Не пропустИте http://iranianlanguages.com/ - там есть бесплатные курсы онлайн и форум. http://www.iaas.msu.ru/box.html - ещё один учебник персидского, выпущен Институтом стран Азии и Африки. Ну очень обстоятельная работа!

    СЛОВАРИ
Англо-фарси и фарси-английский словарь, немецко-фарси словарь.

    РАЗГОВОРНИКИ.
    Их, увы, катастрофически мало: русско-дари на сайте Жарова; несколько фраз на дари с переводом на на английский на http://kabulguide.net/.../; и русско-пушту на сайте московской "Академии Вольных Путешествий" Кстати, самая классная книга по разговорному дари - Eugene H. Glassman. Conversational Dari (An introductory course in Dari as spoken in Afghanistan). Книга начинается хорошими советами, как любой язык учить надо, а как не надо. Думаю, уж в Москве-то её можно найти.

    ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ.
    Карты-"лоскутные одеяла", где районы проживания каждого народа обозначены разными цветами и myafghan.com/.../. Сайт Би-Би-Си даёт и краткую текстовую справку о каждом из народов на русском языке.

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
    http://www.afghanistan-seiten.de/.../ - дано с немецкой педантичностью и основательностью по состоянию на 2004 г. Алфавитный список всех афганских провинций с 1957 по 2004 г. - на другой странице того же сайта http://www.afghanistan-seiten.de/.../

    ФОТОГАЛЕРЕИ
Достаточно иметь глаза и любопытный ум, чтобы по достоинству оценить картинки на:
http://Afghanistan.ru/foto/
http://www.afghan-web.com/gallery
http://cr.middlebury.edu/.../index.htm
и http://www.kabulguide.net/.../. На http://www.afgan.ru/.../av.htm, http://www.afgan.ru:8101/43/av.htm - видовые фото Кабула, Файзабада и труднодоступной провинции Нуристан, выполненные Сергеем Андреевым в марте 2001 - феврале 2003 гг. В свежайшей подборке (март-2004) норвежский репортёр Кьетил Пальмквист (Kjetil Palmquist) отразил все известные достопримечательности Кабула - http://www.afgpix.com/albums.php.
http://news.search.yahoo.com - новостные кадры, снятые репортёрами ведущих мировых информагентств.

    1979-89.
    О событиях тех лет - море литературы как в бумажном, так и в электронном варианте; я же подскажу одну-единственную ссылку: http://artofwar.ru/.../ - литературная страница Андрея Грешнова, служившего военным переводчиком в афганской армии (1979-80), а затем работавшего корреспондентом ТАСС в Афганистане (1982-89). Почитайте, не пожалеете...

    АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНГЕНТ.
О житухе вооружённых янки на Баграмской авиабазе и их планах в Афгане в целом рассказывает журналист "Российской газеты" Владимир Снегирёв (http://afghanistan.ru/.../ ).

    ЧЁРНЫЙ СПИСОК МИД РФ.
Ни для кого не будет открытием, что Афган входит в число стран, не рекомендованных к посещению российскими гражданами, - http://forum.travel.ru/ Думайте сами, решайте сами... Но чем провинились перед МИД РФ несчастные Коморские острова, остаётся загадкой. :-)

    НОВОСТИ
Дайджест на русском и фарси: политика, происшествия и культура, немного информации о стране - Постоянно обновляющаяся лента на английском http://myafghan.com - в основном политика и происшествия.

   2. ВИЗА В МОСКОВСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
    В мае 2004 г. посольщики переехали со Сверчкова переулка и сейчас обитают в особняке по адресу ул. Поварская, 42 (м. "Баррикадная", выход на Кудринскую пл., далее по Поварской в сторону Нового Арбата, до пересечения со Скатертным пер., не доходя до "Гнесинки"). Консульский отдел работает ежедневно с 10 до 16 часов (кроме выходных), обед с 13 до 14; закрывается на мусульманские и национальные праздники.
Тел. консульского отдела: 7(095) 290-38-94, факс: (095) 290-16-80; e-mail: safarat_moscow(a)yahoo.com Какой-либо полезной литературы для путешественников у них нет. Зимой 2004 года продавался лишь дари-русский разговорник, предназначенный для афганских переселенцев, но стоила эта тонкая книжица в мягком переплёте позорно дорого - целую сотню в российской валюте.

    Виза легко добывается за $30 (месячная) и $60 (двухмесячная) при помощи загранпаспорта, двух фото 3х4 и любой сопроводительной бумаги с объяснением цели визита в Афган ("дорожная грамота" АВП проходит без вопросов). Заветный штампик ставят в срок от одного дня (если сможете убедить) до недели ("как всем"). Мне, например, сделали за 4 дня. День начала действия визы нужно указать в анкете. Визу ставят только на страницу в паспорт, а не на отдельный листок!

    Кстати, в Москве визу реально получить, и не являясь лично в консульский отдел. Похоже, первопроходцем в этом деле стал мурманский путешественник Андрей Сорокин. Будучи в Москве в конце мая 2005 г., он подал документы сразу на четверых: не только на себя, но и на своих товарищей - тюменцев Александра Иванова, Екатерину Акимову и Ольгу Глазунову. И в установленный срок ребята легко получили визы!

    Срочное оформление стоит дороже обычного - например, $60 за месячную вместо тридцати в обычном порядке.

   3. АВИАКОМПАНИИ
   Старейшая и до недавнего времени единственная афганская авиакомпания "Ариана" ("Ariana Afghan Airlines") появилась в 1955 г. В настоящее время они летают в соседние Таджикистан, Пакистан и Иран (Душанбе, Исламабад и Тегеран соответственно) и в более отдалённые Индию (Амритсар и Дели) и Китай (Урумчи), Азербайджан (Баку), Турцию (Стамбул), Арабские Эмираты (Дубай), Россию (Москва) и Германию (Франкфурт-на-Майне). С марта 2005 года "Ариана" наладила три новых рейса из Кабула - в Анкару, Мюнхен и Эр-Рияд.

    За расписанием всех международных рейсов зайдите на http://www.flyariana.com/.../, но имейте в виду, что новые рейсы могут появиться быстрее, чем обновления на сайте. За билетами и подробными ответами направляйтесь в московское представительство "Арианы" - ул. Поварская (на углу с Новым Арбатом), 8/1, стр.2, 4-й этаж. (На входе охранник запишет ваши паспортные данные в тетрадку.) Телефоны: (095)937-42-59 и 8-926-226-63-82, 8-926-229-73-58 и 8-926-210-80-22.

    Рейс Москва - Кабул отправляется из "Шереметьева-2" в ночь с понедельника на вторник в 00:30 мск, прибытие 07:00 по местному времени (плюс полчаса от московского в летнее время и плюс полтора часа - в зимнее), на полдороге - промежуточная посадка в Баку на дозаправку. Время в пути - примерно 6,5 часов на "Боинге-727-200". Билеты (как с фиксированной, так и со свободной датой обратного вылета) легко приобрести в представительстве "Арианы" в день обращения. Билет Москва - Кабул - Москва осенью-2005 у них стоил $412 (12,500 руб. со всеми сборами). Скидки есть только для афганских студентов, обучающихся в России. Есть бесплатная, ни к чему не обязывающая бронь - вашу фамилию просто занесут в компьютер. Обратный вылет из Кабула в Москву - по понедельникам в 16:00 по местному времени, прибытие 20:10 мск.

    Кроме "Арианы" из Москвы в Кабул дважды в неделю летают "Азербайджанские авиалинии" ("AZAL"). Подробности можно узнать по тел. (095)243-33-02 или в московском офисе компании на Кутузовском пр., 24. Представителя "AZAL" в Кабуле зовут Тимур Алиев. Один из двух имеющихся рейсов - самый удобный - назначен по вторникам из "Внукова" (отпр. 23:00 мск, в Баку - с 02:50 до 10:45 местн., в Кабуле - примерно в 13:00-14:00 местн.). Обратно: из Кабула по пятницам в 11:45; прилёт в Баку в 15:40, вылет - 19:40; в Москве ("Внуково") в 21:40. Билет в оба конца (на сентябрь-2005) стоит $385 (11,000 руб.).

    Внутриафганские рейсы осуществляют только "родные" авиакомпании. Немолодые "Боинги-727" и Ан-24 "Арианы" летают в Герат (час пути в один конец, $110), Зириндж (около $130), Кундуз, Мазари-Шариф (полчаса, $66), Меймене (около 130 баксов), Файзабад (полчаса, $66) и Фарах. Стоимость билетов указана в расчёте "туда и обратно". В Кандагар с его международным аэропортом регулярных рейсов нет - он приспособлен под американскую авиабазу.

    Представление о точном времени вылета у "Арианы" весьма своеобразно - часто её самолёты отправляются раньше или позже, чем указано в билете. Когда с этим столкнётесь, загляните на огонёк в офис компании за день до вылета (координаты см. в разделе "Кабул") или позвоните, благо сотрудники прилично знают английский. Если заинтересуетесь арианским авиапарком - залезайте на фотогалерею http://www.flyariana.com/fleet.htm

    В 2003 г. появилась на свет первая в стране частная авиакомпания - "КАМ Эйр" ("KAM Air"), прямой конкурент "Арианы". За год с небольшим помимо международных она наладила и внутренние рейсы - в Герат ($57, цены указаны в один конец), Джелалабад, Мазари-Шариф ($37), Меймене ($45) и Файзабад ($37), но, подобно "Ариане", обделила вниманием Кандагар. О местонахождении офиса написано в статье про Кабул. В 2005 г. в гражданском секторе Кабульского международного аэропорта были замечены самолёты ещё одной компании - "Памир Эйр" ("Pamir Air"), но ничего дельного, кроме факта существования, про неё узнать не удалось.


    4. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
    Афганцы би-, а порой и трилингвистичны. А как могло сложиться иначе, если испокон веков их земля была коридором из одних цивилизаций в другие? Стоит ли удивляться, что основные языки Ирана, Пакистана и Узбекистана в Афгане не считаются "по-настоящему" иностранными; это языки соседей, многим здесь понятные и совсем не диковинные.

    Кроме того, многие пуштуны (прежде всего городские) знают наиболее ходовые фразы на дари, а фарсиваны - дариязычные граждане - могут общаться на пушту, правда в меньшей степени.

    Пришедших с ружьём Америку и Британию активно не любят, однако английский (ин. яз. из разряда "настоящих") учат с такими упорством и результатами, что позавидовали бы иные студенты наших языковых вузов. Сейчас это приносит выгоду, и практичные от природы афганцы не могут этим не воспользоваться, благо носители языка рядом - сидят в ооновских офисах, преподают курс молодого бойца в новой армии и полиции или приежают делать репортажи об "энных в Афганистане демократических выборах". В Кабуле и других крупных городах английским в той или иной мере владеет молодёжь от 18 до 30 лет, а некоторые люди среднего поколения (в основном на Севере) ещё помнят русский.

    5. ДЕНЬГИ
    В Европе - евро, в Афганистане - афгани; такое вот мнемоническое правило. Международный код афганской денежки-"карзайки" тоже просто запомнить - AFA. После деноминации конца 2002 г. AFA лишились трёх нулей и их перестали мерить на миллионы и килограммы (а так было - http://afgan.ru/.../). На данный момент 1 доллар тянет приблизительно на 48-49 "карзаек", 1 рубль - на полторы; где-то чуть дороже, где-то чуть дешевле. Перед тем как поехать, уточняйте соотношение валют на http://oanda.com/ (В этом электронном обменнике можно узнать обменный курс любой валюты по отношению к любой другой.)

    В настоящее время в Афгане существуют бумажные купюры следующих номиналов (отпечатанные в Германии):
1 (розово-красная, мечеть Хазрат Али в Мазари-Шарифе),
2 (синяя, арка Такия Зафар в Пагмане, пригороде Кабула),
5 (светло-коричневая, кабульская крепость Бала Гиссар),
10 (зелёно-коричневая, мавзолей Ахмад Шаха Дуррани в Кандагаре и арка в Пагмане, пригороде Кабула),
20 (жёлто-бордовая, нечто мечетеобразное и Дворец Республики),
50 (зелёно-коричневая, мечеть Шаh-Ду-Шамшира в Кабуле и перевал Саланг),
100 (сиренево-синяя, мечеть Пули-Хишти в Кабуле и арка в Бусте),
500 (тёмно-синяя, Большая мечеть в Старом Герате и нечто модернистское на обороте) и 1000 AFA (ярко-красная, мавзолей Дуррани в Кандагаре).
Изображения новейших и более старых афганских банкнот размещены в Инете - http://moneypix.narod.ru/.../

    В апреле 2005 года появилась металлическая мелочь - простые по дизайну монетки в 1, 2 и 5 AFA. Афганцы называют их "фализИ" - "железяки". До этого (при правительствах Раббани и талибов) металлической мелочи не было, на базарах в качестве сувениров продавались (и до сих пор продаются) монетки в 5, 2, 1 AFA (белые) и в 50 и 25 "копеек"-пули (жёлтые) наджибовских, даудовских и захиршаховских времен. К слову, вышедшие из обращения старые афгани коллекционеру найти несложно, стоят они весьма недорого.

    По аналогии с валютой Пакистана влиятельного соседа - афганцы часто называют "карзайки" рупиями ("рУпи афганИ"). В преимущественно пуштунских городах (таких, как Кандагар и Джелалабад) пакистанскими купюрами ("калдарами") с портретом гладко выбритого мужика в бараньей шапке-"пирожке" легко расплатиться за любой товар или услугу. Нередко, отдав торговцу "карзайки", вы получите сдачу пакистанскими рупиями, и наоборот. Подобная ситуация наблюдается, наверно, и в Герате, но там в качестве "параллельной" валюты могут выступать иранские риалы. В Кабуле валютное панибратство тоже встречается, но там больше почитают доллары - ими можно расплатиться за любую более-менее крупную покупку (как, впрочем, и по всей стране). Евро пока не очень распространены, но со временем наверняка составят неплохую конкуренцию доллару и тут.

    Поменять деньги просто в любом более или менее крупном городе. Найдите на базаре мужиков, сидящих рядком с толстыми пачками денег и калькуляторами, - и будет вам "сбыча мечт". Уникальный город в этом плане - Мазари-Шариф, где кроме вездесущих баксов можно отыскать валюту абсолютно всех соседних государств - Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

    Международная система пересылки денег "Western Union" в Афганистане появилась совсем недавно и успела проникнуть только в Кабул. В центре города есть несколько офисов этой компании. Хочется подробностей, но у автора, увы, их нет.


    6. МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ


    После краха талибов практически у каждого платежеспособного горожанина появился сотовый телефон. Теперь это настолько распространённое явление, что чужестранное слово "мобайл" в Афгане запросто пишут родными арабскими буквами. В бедной послевоенной стране, которая по размерам немногим больше Франции, весьма неплохо развиваются уже две компании мобильной связи! Та, что появилась первой, в апреле-2002, называется "Afghan Wireless Communication Conpany"(AWCC) или, по-местному, "Афган Би Сим". Её сеть распространена в Кабуле, Мазари-Шарифе, Кандагаре, Герате и, кажется, в Джелалабаде; звонки за рубеж раза в полтора дороже, чем у конкурентов - компании Roshan, которая родилась чуть позже - в июле 2003-го. С "рошановского" мобильника минута разговора с Россией, Таджикистаном или Казахстаном обойдётся примерно в полдоллара, а с Украиной или Белоруссией - в 65 центов. Да и с распространением внутри страны у "рошановцев" дела лучше - кроме тех же Кабула, Мазара, Кандагара и Герата они ловятся ещё в 21 населённом пункте, а также почти на всей протяжённости "афганского кольца" и на четырёх погранпереходах - в Имам-Сахибе, Ислам-Кале, Спин-Булдаке, Торхаме и Хайратоне. Такова ситуация на сентябрь-2005; в будущем ситуация, несомненно, изменится.

    Некоторые российские компании уже успели наладить роуминг с афганцами, но тарифы при этом получились просто грабительскими. Так, роуминг МТС с AWCC - почти 60 центов за одну исходящую СМС-ку!


    7. БЕЗОПАСНОСТЬ.
    До чего удивительно бывает самостоятельно почувствовать разницу между тем, ЧТО ГОВОРЯТ и КАК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. На самом деле туристу-мужчине в Афганистане довольно спокойно и безопасно:
воровства и бандитизма практически не бывает, с оружием по улицам ходят одни солдаты, полицейские и пограничники. Исключение составляют те клинические случаи, когда кто-то сам призывает опасности на свою ж... пардон, пятую точку: берётся переправлять героин через Пяндж, ходит по дорогам, обозначенным красными или красно-белыми камнями (в афганской земле миллионы мин!!!), в гостях рвётся на женскую половину дома с фотоаппаратом наперевес, балуется спиртным в мечети или закидывает тухлыми помидорами казармы американцев, ну и так далее.

    В итоге получаем, что определёнными неудобствами чреваты в общем-то немногие вещи - быт, менты и в отдельных случаях американские военные. Но если к первому (торговаться при покупках, сидеть на полу по-турецки, обязательно мыть руки и овощи-фрукты, а также не пить некипячёной воды) можно привыкнуть как к неизменным реалиям, а третье встречается не так уж часто, то второе вы будете переваривать ой как до-о-олго!

    Дело в том, что, натренированные своими заокеанскими "братьями по разуму", многие представители афганской "полис" одержимы маниакальной идеей спасения иностранцев от всех в мире "басмачей", недобитых талибов и членов "Аль-Каиды". Осознавая важность сей высокой миссии, полицаи могут мешать автостопу, долго листать ваш паспорт, по сто раз задавать один и тот же вопрос, передавая вас от одного начальника к другому, а то и держать у себя на положении полугостя-полуузника+ до тех пор, пока какой-нибудь умный офицер не отпустит вас с извинениями за потерянное время и за своих неграмотных подчинённых. Помимо, как правило, большего интеллекта, офицера афганской полиции можно выделить и по знакам различия: на его серой кепи будет красоваться "нишАн" - кокарда белого цвета в виде государственного герба. У рядовых ментов "нишана" во лбу нет.

    Встретиться с американскими военными вам "повезёт", только если вас к ним доставят "доброхоты" из местной... ну, конечно же, полиции. Если вы ничего не натворили: не засняли военную базу, не пытались разобрать на запчасти какой-нибудь "хаммер" и не помогали талибам сливать керосин из баков вражеских вертолётов, - бояться нечего. Просто сохраняйте спокойствие и будьте готовы к тому, что поведение "джи-ай" по отношению к путешественнику бывает довольно разнообразно. В одном случае вас могут попросить открыть рюкзак, сфотографировать документы ("для вашей же, сэр, безопасности") и тут же отпустить с миром, вручив на прощание солдатский сухпаёк со всякими орешками, изюмом и шоколадками (по опыту автора в провинции Вардак в сентябре-2005). При другом расположении звёзд и настроении армейского начальства вас, перед тем как отпустить, могут продержать на базе от часа до суток и больше, "как бы чего не вышло" (как это случилось с Ильёй Алигожиным и Надей Максимовой в провинции Гильменд в декабре-2004). Сфотографировать себя янки позволяют неохотно, и то издалека, так что на портреты ковбоев в камуфляже пустынной расцветки не рассчитывайте.

    Больше всего подобные вещи с полицией и американцами распространены в Кабуле, южных и юго-восточных (припакистанских) провинциях, где повстанцы и вправду делают вылазки (правда, слава Богу, не в иракских масштабах). По словам местных жителей, в городах Газни, Кандагар, Асадабад и на участке кольцевой трансафганской автодороги Газни - Кандагар ситуация под контролем армии и полиции. А вот про сельскую местность на юге и юго-востоке Афгана этого сказать нельзя, ибо ситуация там неизвестна.

    8. АВТОСТОП
    ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ.
    Поскольку Афганистан - страна мусульманская, очень многие люди на вашем пути посчитают своим долгом помочь путешественнику: подвезти, накормить, позвать в гости и т.п. С другой стороны, существуют и менее религиозные афганцы, которые столь же искрене склонны видеть в "джаhонгарде хориджИ" (путешественнике-иностранце) источник прибыли, а не средство спасения души в загробной жизни. В том, что последних с каждым годом становится всё больше, виноваты не столько местные с их врождённой практичностью, сколько "культуртрегеры" из забугорных гуманитарных организаций с хроническим избытком казённых денег. Именно им обязаны своим процветанием кабульская гостиница "Интерконтиненталь" и её многочисленные "клоны" в центрах провинций; именно они породили немало желающих поработать переводчиками за полсотни долларов в день при месячной зарплате, например, солдата в $65 или кабульского учителя - в 40.

    Вторая типично местная "фишка" состоит в том, что автостопные таблички с названиями пунктов назначения, столь привычные в Европе, афганским водителям всё ещё в диковинку. Остановиться остановятся, но всё равно переспросят, куда вы едете.

    Наконец, фишка номер три, она же последняя. Машины всевозможных гуманитарных организаций, ооновских миссий и оккупантов из ISAF никогда не подбирают попутчиков. Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем автостопщику - в джип каких-нибудь "Medecins Sans Frontiers" или UNAMA.

    В общем, когда будете стопить в Афгане, держите это в голове. Неплохо будет выучить и волшебные фразы на дари (этот язык знают очень многие афганцы):
пожелание мира: "Салам алейкум!" или просто "Салам!";
вопрос о маршруте водителя: "(ШомА) коджА мирИ?" ("Куда (вы) едете?");
просьбу подвезти: "ЭджозЭ бедехИд бо шомА бе КандаhАр/КабУль/hерАт бЕравам?" ("Разрешите поехать с вами до Кандагара/Кабула/Герата?") "h" произносится так же "прозрачно", как в английском слове "here".
объяснение своей сущности: "Ман джаhонгАрд/чакАр hастАм, ман Кандаhар/Кабуль/hерат мЕравам." ("Я путешественник, еду в Канадгар/Кабул/Герат.") и на всякий случай
замечание о собственной безденежности: "Би пайсА" или (лучше) "Би пуль hастАм".

    Вопрос об оплате проезда или отсутствии оной оговаривайте заранее. Если "би пайса" не вызовет у водителя приступа недоумения, он легко возьмёт вас как гостя. С такими приятными последствиями, как перекусы в дороге, сытные обеды в придорожных чайханах и ночлег в спальном отсеке кабины!

    ВРЕМЯ В ПУТИ на каждом конкретном отрезке приводится исключительно по собственному опыту. Все часы-минуты, а также виды транспорта даны как ориентиры. Иначе говоря, тот или иной отрезок вы с одинаковой долей вероятности можете проехать гораздо быстрее, чем указано в занудном списке ниже, а можете и наоборот.

    Итак, Север:
Кабул - Джабаль ус-Сирадж (75-80 км) - от часа до полутора (фура);
Развилка Мазари-Шариф - Хайратон, до моста на узбекской границе (~60 км) - час плюс-минус 20 минут (легковушка);
Мазари-Шариф - Балх (18 км) - 15-20 мин. (легковушка);
Кабул - Панджшер (130-140 км) - от 3 до 6 часов (легковушка и автобус соответственно).
Юг:
Кабул - Кандагар (480 км) - 7 часов (автобус);
Газни - Кандагар (350 км) - от 4 до 5 часов (автобус);
Кандагар - Спин-Булдак (пакистанская граница, направление на Кветту; 135 км) - от 2 часов (джип).
Восток:
Кабул - Джелалабад (145 км) - от 4 (легковушка) до 5 часов (грузовик).
Джелалабад - Асадабад (центр провинции Кунар, ~100 км) - 2 часа (легковушка).
Центр:
Кабул - Бамиан (180 км, южная дорога через перевалы Унай и Хаджигак) - 8-8,5 часов (микроавтобус).

    9. СЛОВАРИКИ "ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО"

ДАРИ
ПУШТУ (джелалабадское произношение).
ВАЙГАЛИ

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АФГАНИСТАН ПО КУСОЧКАМ:
КАБУЛ * БАМИАН * ГАЗНИ * МАЗАРИ-ШАРИФ * НУРИСТАН * ПАНДЖШЕР * ПУЛИ-ХУМРИ * ХАЙРАТОН *


    БЛАГОДАРНОСТИ


line1.gif (4491 bytes)
Вы находитесь на сайте "Путешествия по современному Афганистану" (www. afghanistan.travel.ru)
© Путеводитель Сергея Новикова,  АВП, 2005 г.
(другое творчество С.Новикова)
При использовании материалов обязательно указывать: 1. © Путеводитель С. Новикова 2. Ссылку на afghanistan.travel.ru