Второе издание афганского путеводителя
© Сергей НОВИКОВ
Версия от 24.11.2005
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АФГАНИСТАН ЦЕЛИКОМ:
* ЛИКБЕЗ
* ВИЗА
* АВИАКОМПАНИИ * ИНОСТРАННЫЕ
ЯЗЫКИ * ДЕНЬГИ * МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ *
БЕЗОПАСНОСТЬ * АВТОСТОП * СЛОВАРИКИ
*
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АФГАНИСТАН ПО КУСОЧКАМ:
* КАБУЛ * БАМИАН
* ГАЗНИ * МАЗАРИ-ШАРИФ
* НУРИСТАН * ПАНДЖШЕР
* ПУЛИ-ХУМРИ * ХАЙРАТОН
*
1.
ЛИКБЕЗ, ИЛИ ИНЕТ-ССЫЛКИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Этот раздел составлялся как
напоминание, что Афганистан - это в первую
очередь часть нашего общего мира, а не воплощение
ада на земле и уж ни в коем случае не медвежий
угол. Попутешествуйте по этим виртуальным
дорогам - и вы, даст Бог, согласитесь с
утверждением про "часть общего мира". А это
уже немало...
Итак,
ПУТЕВОДИТЕЛИ.
Среди англоязычных наиболее толков
электронный вариант путеводителя американки
Нэнси Дюпре (Nancy H. Dupree) "An Historical Giude To Afghanistan" изданного в
1970 и 1977 гг. Несмотря на солидный возраст книга
Нэнси со всеми её текстами и иллюстрациями
актуальна и поныне. Хорош и сайт Пола Клэммера (Paul
Clammer). В Сети о нём отзываются как об одном из
лучших по теме, всё ж таки неспроста автор сайта
пишет отдельную книгу для "Lonely Planet".
Однако признать "Historical Guide" и
"Караван" единственными в своём роде было бы
несправедливо по отношению ко всем бывшим
советским читателям - прежде всего из-за
существования русскоязычных путеводителей на
сайтах Сергея
Жарова и московского клуба автостопа "Академия
Вольных Путешествий". Оба они ценны тем, что
написаны с расчётом не на западного читателя, а
на соотечественника, которому не надо с нуля
рассказывать историю отношений "большого
брата" и его южного соседа.
ЯЗЫК:
ФОРУМЫ.
Добыть информацию о пушту, дари и
прочих индоевропейских языках и получить ответы
на интересующие вопросы можно на
лингвистическом форуме (особенно на этой его странице.
УЧЕБНИКИ
http://easypersian.com/ -
Интерактивный учебник фарси. Ощущение такое,
будто присутствуешь на реальном занятии. Не
пропустИте http://iranianlanguages.com/
- там есть бесплатные курсы онлайн и форум. http://www.iaas.msu.ru/box.html
- ещё один учебник персидского, выпущен
Институтом стран Азии и Африки. Ну очень
обстоятельная работа!
СЛОВАРИ
Англо-фарси и
фарси-английский словарь, немецко-фарси словарь.
РАЗГОВОРНИКИ.
Их, увы, катастрофически мало:
русско-дари на сайте Жарова; несколько фраз на дари с
переводом на на английский на http://kabulguide.net/.../;
и русско-пушту на сайте московской "Академии
Вольных Путешествий" Кстати, самая классная
книга по разговорному дари - Eugene H. Glassman. Conversational
Dari (An introductory course in Dari as spoken in Afghanistan). Книга
начинается хорошими советами, как любой язык
учить надо, а как не надо. Думаю, уж в Москве-то её
можно найти.
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ.
Карты-"лоскутные одеяла", где
районы проживания каждого народа обозначены
разными цветами и myafghan.com/.../.
Сайт Би-Би-Си даёт и краткую текстовую справку о
каждом из народов на русском языке.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
http://www.afghanistan-seiten.de/.../ - дано с немецкой
педантичностью и основательностью по состоянию
на 2004 г. Алфавитный список всех афганских
провинций с 1957 по 2004 г. - на другой странице того
же сайта http://www.afghanistan-seiten.de/.../
ФОТОГАЛЕРЕИ
Достаточно иметь глаза и любопытный ум, чтобы по
достоинству оценить картинки на:
http://Afghanistan.ru/foto/
http://www.afghan-web.com/gallery
http://cr.middlebury.edu/.../index.htm
и http://www.kabulguide.net/.../.
На http://www.afgan.ru/.../av.htm,
http://www.afgan.ru:8101/43/av.htm
- видовые фото Кабула, Файзабада и
труднодоступной провинции Нуристан, выполненные
Сергеем Андреевым в марте 2001 - феврале 2003 гг. В
свежайшей подборке (март-2004) норвежский репортёр
Кьетил Пальмквист (Kjetil Palmquist) отразил все
известные достопримечательности Кабула - http://www.afgpix.com/albums.php.
http://news.search.yahoo.com - новостные кадры,
снятые репортёрами ведущих мировых
информагентств.
1979-89.
О событиях тех лет - море литературы
как в бумажном, так и в электронном варианте; я же
подскажу одну-единственную ссылку: http://artofwar.ru/.../ -
литературная страница Андрея Грешнова,
служившего военным переводчиком в афганской
армии (1979-80), а затем работавшего корреспондентом
ТАСС в Афганистане (1982-89). Почитайте, не
пожалеете...
АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНГЕНТ.
О житухе вооружённых янки на Баграмской авиабазе
и их планах в Афгане в целом рассказывает
журналист "Российской газеты" Владимир
Снегирёв (http://afghanistan.ru/.../
).
ЧЁРНЫЙ СПИСОК МИД РФ.
Ни для кого не будет открытием, что Афган входит в
число стран, не рекомендованных к посещению
российскими гражданами, - http://forum.travel.ru/ Думайте сами, решайте
сами... Но чем провинились перед МИД РФ несчастные
Коморские острова, остаётся загадкой. :-)
НОВОСТИ
Дайджест на русском и фарси: политика,
происшествия и культура, немного информации о
стране - Постоянно обновляющаяся лента на
английском http://myafghan.com
- в основном политика и происшествия.
2.
ВИЗА В МОСКОВСКОМ ПОСОЛЬСТВЕ
В мае 2004 г. посольщики переехали со
Сверчкова переулка и сейчас обитают в особняке
по адресу ул. Поварская, 42 (м. "Баррикадная",
выход на Кудринскую пл., далее по Поварской в
сторону Нового Арбата, до пересечения со
Скатертным пер., не доходя до "Гнесинки").
Консульский отдел работает ежедневно с 10 до 16
часов (кроме выходных), обед с 13 до 14; закрывается
на мусульманские и национальные праздники.
Тел. консульского отдела: 7(095) 290-38-94, факс: (095)
290-16-80; e-mail: safarat_moscow(a)yahoo.com Какой-либо полезной
литературы для путешественников у них нет. Зимой
2004 года продавался лишь дари-русский
разговорник, предназначенный для афганских
переселенцев, но стоила эта тонкая книжица в
мягком переплёте позорно дорого - целую сотню в
российской валюте.
Виза легко добывается за $30 (месячная) и
$60 (двухмесячная) при помощи загранпаспорта, двух
фото 3х4 и любой сопроводительной бумаги с
объяснением цели визита в Афган ("дорожная
грамота" АВП проходит без вопросов). Заветный
штампик ставят в срок от одного дня (если сможете
убедить) до недели ("как всем"). Мне, например,
сделали за 4 дня. День начала действия визы нужно
указать в анкете. Визу ставят только на страницу
в паспорт, а не на отдельный листок!
Кстати, в Москве визу реально получить,
и не являясь лично в консульский отдел. Похоже,
первопроходцем в этом деле стал мурманский
путешественник Андрей Сорокин. Будучи в Москве в
конце мая 2005 г., он подал документы сразу на
четверых: не только на себя, но и на своих
товарищей - тюменцев Александра Иванова,
Екатерину Акимову и Ольгу Глазунову. И в
установленный срок ребята легко получили визы!
Срочное оформление стоит дороже
обычного - например, $60 за месячную вместо
тридцати в обычном порядке.
3. АВИАКОМПАНИИ
Старейшая и до недавнего времени
единственная афганская авиакомпания
"Ариана" ("Ariana Afghan Airlines") появилась в 1955
г. В настоящее время они летают в соседние
Таджикистан, Пакистан и Иран (Душанбе, Исламабад
и Тегеран соответственно) и в более отдалённые
Индию (Амритсар и Дели) и Китай (Урумчи),
Азербайджан (Баку), Турцию (Стамбул), Арабские
Эмираты (Дубай), Россию (Москва) и Германию
(Франкфурт-на-Майне). С марта 2005 года "Ариана"
наладила три новых рейса из Кабула - в Анкару,
Мюнхен и Эр-Рияд.
За расписанием всех международных
рейсов зайдите на http://www.flyariana.com/.../, но имейте в виду, что
новые рейсы могут появиться быстрее, чем
обновления на сайте. За билетами и подробными
ответами направляйтесь в московское
представительство "Арианы" - ул. Поварская
(на углу с Новым Арбатом), 8/1, стр.2, 4-й этаж. (На
входе охранник запишет ваши паспортные данные в
тетрадку.) Телефоны: (095)937-42-59 и 8-926-226-63-82, 8-926-229-73-58 и
8-926-210-80-22.
Рейс Москва - Кабул отправляется из
"Шереметьева-2" в ночь с понедельника на
вторник в 00:30 мск, прибытие 07:00 по местному
времени (плюс полчаса от московского в летнее
время и плюс полтора часа - в зимнее), на полдороге
- промежуточная посадка в Баку на дозаправку.
Время в пути - примерно 6,5 часов на
"Боинге-727-200". Билеты (как с фиксированной,
так и со свободной датой обратного вылета) легко
приобрести в представительстве "Арианы" в
день обращения. Билет Москва - Кабул - Москва
осенью-2005 у них стоил $412 (12,500 руб. со всеми
сборами). Скидки есть только для афганских
студентов, обучающихся в России. Есть бесплатная,
ни к чему не обязывающая бронь - вашу фамилию
просто занесут в компьютер. Обратный вылет из
Кабула в Москву - по понедельникам в 16:00 по
местному времени, прибытие 20:10 мск.
Кроме "Арианы" из Москвы в Кабул
дважды в неделю летают "Азербайджанские
авиалинии" ("AZAL"). Подробности можно
узнать по тел. (095)243-33-02 или в московском офисе
компании на Кутузовском пр., 24. Представителя
"AZAL" в Кабуле зовут Тимур Алиев. Один из двух
имеющихся рейсов - самый удобный - назначен по
вторникам из "Внукова" (отпр. 23:00 мск, в Баку -
с 02:50 до 10:45 местн., в Кабуле - примерно в 13:00-14:00
местн.). Обратно: из Кабула по пятницам в 11:45;
прилёт в Баку в 15:40, вылет - 19:40; в Москве
("Внуково") в 21:40. Билет в оба конца (на
сентябрь-2005) стоит $385 (11,000 руб.).
Внутриафганские рейсы осуществляют
только "родные" авиакомпании. Немолодые
"Боинги-727" и Ан-24 "Арианы" летают в
Герат (час пути в один конец, $110), Зириндж (около
$130), Кундуз, Мазари-Шариф (полчаса, $66), Меймене
(около 130 баксов), Файзабад (полчаса, $66) и Фарах.
Стоимость билетов указана в расчёте "туда и
обратно". В Кандагар с его международным
аэропортом регулярных рейсов нет - он
приспособлен под американскую авиабазу.
Представление о точном времени вылета
у "Арианы" весьма своеобразно - часто её
самолёты отправляются раньше или позже, чем
указано в билете. Когда с этим столкнётесь,
загляните на огонёк в офис компании за день до
вылета (координаты см. в разделе "Кабул") или
позвоните, благо сотрудники прилично знают
английский. Если заинтересуетесь арианским
авиапарком - залезайте на фотогалерею http://www.flyariana.com/fleet.htm
В 2003 г. появилась на свет первая в
стране частная авиакомпания - "КАМ Эйр" ("KAM Air"), прямой
конкурент "Арианы". За год с небольшим
помимо международных она наладила и внутренние
рейсы - в Герат ($57, цены указаны в один конец),
Джелалабад, Мазари-Шариф ($37), Меймене ($45) и
Файзабад ($37), но, подобно "Ариане", обделила
вниманием Кандагар. О местонахождении офиса
написано в статье про Кабул. В 2005 г. в гражданском
секторе Кабульского международного аэропорта
были замечены самолёты ещё одной компании -
"Памир Эйр" ("Pamir Air"), но ничего дельного,
кроме факта существования, про неё узнать не
удалось.
4.
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
Афганцы би-, а порой и трилингвистичны.
А как могло сложиться иначе, если испокон веков
их земля была коридором из одних цивилизаций в
другие? Стоит ли удивляться, что основные языки
Ирана, Пакистана и Узбекистана в Афгане не
считаются "по-настоящему" иностранными; это
языки соседей, многим здесь понятные и совсем не
диковинные.
Кроме того, многие пуштуны (прежде
всего городские) знают наиболее ходовые фразы на
дари, а фарсиваны - дариязычные граждане - могут
общаться на пушту, правда в меньшей степени.
Пришедших с ружьём Америку и Британию
активно не любят, однако английский (ин. яз. из
разряда "настоящих") учат с такими упорством
и результатами, что позавидовали бы иные
студенты наших языковых вузов. Сейчас это
приносит выгоду, и практичные от природы афганцы
не могут этим не воспользоваться, благо носители
языка рядом - сидят в ооновских офисах, преподают
курс молодого бойца в новой армии и полиции или
приежают делать репортажи об "энных в
Афганистане демократических выборах". В
Кабуле и других крупных городах английским в той
или иной мере владеет молодёжь от 18 до 30 лет, а
некоторые люди среднего поколения (в основном на
Севере) ещё помнят русский.
5. ДЕНЬГИ
В Европе - евро, в Афганистане - афгани; такое
вот мнемоническое правило. Международный код
афганской денежки-"карзайки" тоже просто
запомнить - AFA. После деноминации конца 2002 г. AFA
лишились трёх нулей и их перестали мерить на
миллионы и килограммы (а так было - http://afgan.ru/.../).
На данный момент 1 доллар тянет приблизительно на
48-49 "карзаек", 1 рубль - на полторы; где-то чуть
дороже, где-то чуть дешевле. Перед тем как
поехать, уточняйте соотношение валют на http://oanda.com/ (В этом
электронном обменнике можно узнать обменный
курс любой валюты по отношению к любой другой.)
В настоящее время в Афгане существуют
бумажные купюры следующих номиналов
(отпечатанные в Германии):
1 (розово-красная, мечеть Хазрат Али в
Мазари-Шарифе),
2 (синяя, арка Такия Зафар в Пагмане, пригороде
Кабула),
5 (светло-коричневая, кабульская крепость Бала
Гиссар),
10 (зелёно-коричневая, мавзолей Ахмад Шаха Дуррани
в Кандагаре и арка в Пагмане, пригороде Кабула),
20 (жёлто-бордовая, нечто мечетеобразное и Дворец
Республики),
50 (зелёно-коричневая, мечеть Шаh-Ду-Шамшира в
Кабуле и перевал Саланг),
100 (сиренево-синяя, мечеть Пули-Хишти в Кабуле и
арка в Бусте),
500 (тёмно-синяя, Большая мечеть в Старом Герате и
нечто модернистское на обороте) и 1000 AFA
(ярко-красная, мавзолей Дуррани в Кандагаре).
Изображения новейших и более старых афганских
банкнот размещены в Инете - http://moneypix.narod.ru/.../
В апреле 2005 года появилась
металлическая мелочь - простые по дизайну
монетки в 1, 2 и 5 AFA. Афганцы называют их
"фализИ" - "железяки". До этого (при
правительствах Раббани и талибов) металлической
мелочи не было, на базарах в качестве сувениров
продавались (и до сих пор продаются) монетки в 5, 2,
1 AFA (белые) и в 50 и 25 "копеек"-пули (жёлтые)
наджибовских, даудовских и захиршаховских
времен. К слову, вышедшие из обращения старые
афгани коллекционеру найти несложно, стоят они
весьма недорого.
По аналогии с валютой
Пакистана влиятельного соседа - афганцы часто
называют "карзайки" рупиями ("рУпи
афганИ"). В преимущественно пуштунских городах
(таких, как Кандагар и Джелалабад) пакистанскими
купюрами ("калдарами") с портретом гладко
выбритого мужика в бараньей шапке-"пирожке"
легко расплатиться за любой товар или услугу.
Нередко, отдав торговцу "карзайки", вы
получите сдачу пакистанскими рупиями, и
наоборот. Подобная ситуация наблюдается,
наверно, и в Герате, но там в качестве
"параллельной" валюты могут выступать иранские риалы.
В Кабуле валютное панибратство тоже встречается,
но там больше почитают доллары - ими можно
расплатиться за любую более-менее крупную
покупку (как, впрочем, и по всей стране). Евро пока
не очень распространены, но со временем
наверняка составят неплохую конкуренцию доллару
и тут.
Поменять деньги просто в любом более
или менее крупном городе. Найдите на базаре
мужиков, сидящих рядком с толстыми пачками денег
и калькуляторами, - и будет вам "сбыча мечт".
Уникальный город в этом плане - Мазари-Шариф, где
кроме вездесущих баксов можно отыскать валюту
абсолютно всех соседних государств - Ирана,
Пакистана, Таджикистана, Туркмении и
Узбекистана.
Международная система пересылки денег
"Western Union" в Афганистане появилась совсем
недавно и успела проникнуть только в Кабул. В
центре города есть несколько офисов этой
компании. Хочется подробностей, но у автора, увы,
их нет.
6.
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
После краха талибов практически у
каждого платежеспособного горожанина появился
сотовый телефон. Теперь это настолько
распространённое явление, что чужестранное
слово "мобайл" в Афгане запросто пишут
родными арабскими буквами. В бедной послевоенной
стране, которая по размерам немногим больше
Франции, весьма неплохо развиваются уже две
компании мобильной связи! Та, что появилась
первой, в апреле-2002, называется "Afghan Wireless Communication
Conpany"(AWCC) или, по-местному, "Афган Би Сим".
Её сеть распространена в Кабуле, Мазари-Шарифе,
Кандагаре, Герате и, кажется, в Джелалабаде;
звонки за рубеж раза в полтора дороже, чем у
конкурентов - компании Roshan,
которая родилась чуть позже - в июле 2003-го. С
"рошановского" мобильника минута разговора
с Россией, Таджикистаном или Казахстаном
обойдётся примерно в полдоллара, а с Украиной или
Белоруссией - в 65 центов. Да и с распространением
внутри страны у "рошановцев" дела лучше -
кроме тех же Кабула, Мазара, Кандагара и Герата
они ловятся ещё в 21 населённом пункте, а также
почти на всей протяжённости "афганского
кольца" и на четырёх погранпереходах - в
Имам-Сахибе, Ислам-Кале, Спин-Булдаке, Торхаме и
Хайратоне. Такова ситуация на сентябрь-2005; в
будущем ситуация, несомненно, изменится.
Некоторые российские компании уже
успели наладить роуминг с афганцами, но тарифы
при этом получились просто грабительскими. Так,
роуминг МТС
с AWCC - почти 60 центов за одну исходящую СМС-ку!
7.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
До чего удивительно бывает
самостоятельно почувствовать разницу между тем,
ЧТО ГОВОРЯТ и КАК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. На самом
деле туристу-мужчине в Афганистане довольно
спокойно и безопасно:
воровства и бандитизма практически не бывает, с
оружием по улицам ходят одни солдаты,
полицейские и пограничники. Исключение
составляют те клинические случаи, когда кто-то
сам призывает опасности на свою ж... пардон, пятую
точку: берётся переправлять героин через Пяндж,
ходит по дорогам, обозначенным красными или
красно-белыми камнями (в афганской земле
миллионы мин!!!), в гостях рвётся на женскую
половину дома с фотоаппаратом наперевес,
балуется спиртным в мечети или закидывает
тухлыми помидорами казармы американцев, ну и так
далее.
В итоге получаем, что определёнными
неудобствами чреваты в общем-то немногие вещи -
быт, менты и в отдельных случаях американские
военные. Но если к первому (торговаться при
покупках, сидеть на полу по-турецки, обязательно
мыть руки и овощи-фрукты, а также не пить
некипячёной воды) можно привыкнуть как к
неизменным реалиям, а третье встречается не так
уж часто, то второе вы будете переваривать ой как
до-о-олго!
Дело в том, что, натренированные своими
заокеанскими "братьями по разуму", многие
представители афганской "полис" одержимы
маниакальной идеей спасения иностранцев от всех
в мире "басмачей", недобитых талибов и
членов "Аль-Каиды". Осознавая важность сей
высокой миссии, полицаи могут мешать автостопу,
долго листать ваш паспорт, по сто раз задавать
один и тот же вопрос, передавая вас от одного
начальника к другому, а то и держать у себя на
положении полугостя-полуузника+ до тех пор, пока
какой-нибудь умный офицер не отпустит вас с
извинениями за потерянное время и за своих
неграмотных подчинённых. Помимо, как правило,
большего интеллекта, офицера афганской полиции
можно выделить и по знакам различия: на его серой
кепи будет красоваться "нишАн" - кокарда
белого цвета в виде государственного герба. У
рядовых ментов "нишана" во лбу нет.
Встретиться с американскими военными
вам "повезёт", только если вас к ним доставят
"доброхоты" из местной... ну, конечно же,
полиции. Если вы ничего не натворили: не засняли
военную базу, не пытались разобрать на запчасти
какой-нибудь "хаммер" и не помогали талибам
сливать керосин из баков вражеских вертолётов, -
бояться нечего. Просто сохраняйте спокойствие и
будьте готовы к тому, что поведение "джи-ай"
по отношению к путешественнику бывает довольно
разнообразно. В одном случае вас могут попросить
открыть рюкзак, сфотографировать документы
("для вашей же, сэр, безопасности") и тут же
отпустить с миром, вручив на прощание солдатский
сухпаёк со всякими орешками, изюмом и
шоколадками (по опыту автора в провинции Вардак в
сентябре-2005). При другом расположении звёзд и
настроении армейского начальства вас, перед тем
как отпустить, могут продержать на базе от часа
до суток и больше, "как бы чего не вышло" (как
это случилось с Ильёй Алигожиным и Надей
Максимовой в провинции Гильменд в декабре-2004).
Сфотографировать себя янки позволяют неохотно, и
то издалека, так что на портреты ковбоев в
камуфляже пустынной расцветки не рассчитывайте.
Больше всего подобные вещи с полицией
и американцами распространены в Кабуле, южных и
юго-восточных (припакистанских) провинциях, где
повстанцы и вправду делают вылазки (правда, слава
Богу, не в иракских масштабах). По словам местных
жителей, в городах Газни, Кандагар, Асадабад и на
участке кольцевой трансафганской автодороги
Газни - Кандагар ситуация под контролем армии и
полиции. А вот про сельскую местность на юге и
юго-востоке Афгана этого сказать нельзя, ибо
ситуация там неизвестна.
8. АВТОСТОП
ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ.
Поскольку Афганистан - страна
мусульманская, очень многие люди на вашем пути
посчитают своим долгом помочь путешественнику:
подвезти, накормить, позвать в гости и т.п. С
другой стороны, существуют и менее религиозные
афганцы, которые столь же искрене склонны видеть
в "джаhонгарде хориджИ"
(путешественнике-иностранце) источник прибыли, а
не средство спасения души в загробной жизни. В
том, что последних с каждым годом становится всё
больше, виноваты не столько местные с их
врождённой практичностью, сколько
"культуртрегеры" из забугорных
гуманитарных организаций с хроническим избытком
казённых денег. Именно им обязаны своим
процветанием кабульская гостиница
"Интерконтиненталь" и её многочисленные
"клоны" в центрах провинций; именно они
породили немало желающих поработать
переводчиками за полсотни долларов в день при
месячной зарплате, например, солдата в $65 или
кабульского учителя - в 40.
Вторая типично местная "фишка"
состоит в том, что автостопные таблички с
названиями пунктов назначения, столь привычные в
Европе, афганским водителям всё ещё в диковинку.
Остановиться остановятся, но всё равно
переспросят, куда вы едете.
Наконец, фишка номер три, она же
последняя. Машины всевозможных гуманитарных
организаций, ооновских миссий и оккупантов из ISAF
никогда не подбирают попутчиков. Легче верблюду
пролезть сквозь игольное ушко, чем автостопщику -
в джип каких-нибудь "Medecins Sans Frontiers" или UNAMA.
В общем, когда будете стопить в Афгане,
держите это в голове. Неплохо будет выучить и
волшебные фразы на дари (этот язык знают очень
многие афганцы):
пожелание мира: "Салам алейкум!" или
просто "Салам!";
вопрос о маршруте водителя: "(ШомА) коджА
мирИ?" ("Куда (вы) едете?");
просьбу подвезти: "ЭджозЭ бедехИд бо шомА
бе КандаhАр/КабУль/hерАт бЕравам?"
("Разрешите поехать с вами до
Кандагара/Кабула/Герата?") "h"
произносится так же "прозрачно", как в
английском слове "here".
объяснение своей сущности: "Ман
джаhонгАрд/чакАр hастАм, ман Кандаhар/Кабуль/hерат
мЕравам." ("Я путешественник, еду в
Канадгар/Кабул/Герат.") и на всякий случай
замечание о собственной безденежности:
"Би пайсА" или (лучше) "Би пуль hастАм".
Вопрос об оплате проезда или
отсутствии оной оговаривайте заранее. Если "би
пайса" не вызовет у водителя приступа
недоумения, он легко возьмёт вас как гостя. С
такими приятными последствиями, как перекусы в
дороге, сытные обеды в придорожных чайханах и
ночлег в спальном отсеке кабины!
ВРЕМЯ В ПУТИ на каждом конкретном
отрезке приводится исключительно по
собственному опыту. Все часы-минуты, а также виды
транспорта даны как ориентиры. Иначе говоря, тот
или иной отрезок вы с одинаковой долей
вероятности можете проехать гораздо быстрее, чем
указано в занудном списке ниже, а можете и
наоборот.
Итак, Север:
Кабул - Джабаль ус-Сирадж (75-80 км) - от часа до
полутора (фура);
Развилка Мазари-Шариф - Хайратон, до моста на
узбекской границе (~60 км) - час плюс-минус 20 минут
(легковушка);
Мазари-Шариф - Балх (18 км) - 15-20 мин. (легковушка);
Кабул - Панджшер (130-140 км) - от 3 до 6 часов
(легковушка и автобус соответственно).
Юг:
Кабул - Кандагар (480 км) - 7 часов (автобус);
Газни - Кандагар (350 км) - от 4 до 5 часов (автобус);
Кандагар - Спин-Булдак (пакистанская граница,
направление на Кветту; 135 км) - от 2 часов (джип).
Восток:
Кабул - Джелалабад (145 км) - от 4 (легковушка) до 5
часов (грузовик).
Джелалабад - Асадабад (центр провинции Кунар, ~100
км) - 2 часа (легковушка).
Центр:
Кабул - Бамиан (180 км, южная дорога через перевалы
Унай и Хаджигак) - 8-8,5 часов (микроавтобус).
9.
СЛОВАРИКИ "ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО"
ДАРИ
ПУШТУ
(джелалабадское произношение).
ВАЙГАЛИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АФГАНИСТАН ПО
КУСОЧКАМ:
КАБУЛ * БАМИАН
* ГАЗНИ * МАЗАРИ-ШАРИФ
* НУРИСТАН * ПАНДЖШЕР
* ПУЛИ-ХУМРИ * ХАЙРАТОН
*
БЛАГОДАРНОСТИ
Вы
находитесь на сайте
"Путешествия по современному Афганистану"
(www. afghanistan.travel.ru)
© Путеводитель Сергея
Новикова, АВП,
2005 г. (другое
творчество С.Новикова)
При использовании материалов
обязательно указывать: 1. ©
Путеводитель С. Новикова 2. Ссылку на
afghanistan.travel.ru